Меню
16+

Сетевое издание «Pravda severa»

27.01.2022 14:22 Четверг
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

ИСТОРИЯ ОДНОГО ПРЕДМЕТА

Автор: По материалам Тевризского историко-краеведческого музея

Фонды историко-краеведческого музея имени К.П.Кошукова хранят множество интересных и бесценных для истории экспонатов. Из года в год вещи устаревают, и люди забывают об их значении. На смену старым вещам приходят новые, более удобные. Тем не менее мир старинных вещей – особый. И чем старше вещь, тем богаче ее история. Старинные предметы могут рассказать много интересного об ушедшей эпохе, истории повседневной жизни, моде, увлечениях, вкусах и стилях своего времени.

Заглянуть в удивительный мир старинных вещей позволят выставки, действующие в Тевризском музее. Посетители познакомятся со старыми бытовыми приборами, домашней утварью, ушедшими в историю предметами. Детям и взрослым наверняка будет интересно не только увидеть все это, но и услышать историю каждого предмета этого волшебного уголка.

Об интересных экспонатах сотрудники музея рассказывают в своем проекте «История одного предмета» и на страницах газеты «Правда севера». Сегодня вы узнаете историю таких предметов, как гармонь и радиорепродуктор.

Тевризскому музею гармонь подарил Осипенко Алексей Алексеевич. Инструмент принадлежал его отцу. Пришедшему с фронта Алексею родители купили трофейную гармонь у фронтовика Дмитрия Королева, продав корову. Об истории появления гармони в семье Алексей Алексеевич упоминает в своей книге «Рассказы о людях земли Тевризской».

Гармонь "HOHNER" произведена в Германии. Компания HOHNER выпускала аккордеоны и баяны с 1903 года. Основана фабрика была еще в 1857 году Маттиасом Хонером (Matthias Hohner), но до 1903 года они производили только губные гармоники.

Гармонь – один из самых массовых музыкальных инструментов. Его история насчитывает 200 лет и состоит из трех основных периодов. Первый – период возникновения (1780 – 1830 гг.); второй – период бурного развития и усовершенствования (1840 – 1920 гг.); третий – период массового распространения (1930 гг. – по настоящее время).

Возникновение гармони явилось результатом длительной работы музыкальных мастеров и физиков-изобретателей, работавших в России, Германии, Австрии, Франции, Италии и др. странах в XVIII – XIX вв. Они стремились создать новый портативный многоголосный инструмент. В результате возникло целое семейство пневматических инструментов: фисгармония, губная гармошка, ручная и ножная гармоники.

Впоследствии в ряде стран возникли разновидности гармоники, которые стали считаться национальными инструментами: в Англии – концертино, в Германии – бандонеон, в Австрии – аккордеон, в России – баян.

Время появления в России первых гармоник датируется 1830-и гг. Первыми русскими гармониками явились миниатюрные органы-позитивы, когда на них еще в 1780-е гг. жившим в Петербурге чехом Франтишеком Киршником в качестве источника звука были применены металлические язычки. Гармонь – один из любимых музыкальных инструментов русского народа.

Считается, что самая первая гармонь была изобретена в Германии, однако сами немцы уверены в русском происхождении этого клавишно-пневматического инструмента.

Музыкальные умельцы-мастера изменяли конструкцию инструмента, исходя из особенностей народной песни той или иной местности. Отсюда и такое разнообразие «саратовских», «елецких», «череповецких», «невских», «ливенских», «касимовских», «бологойских», «татарских», «сибирских» и многих других гармоней.

Устройство репродуктора очень простое — это конусный бумажный диффузор диаметром около 36 см, укрепленный на металлических держателях, совмещенный с электромагнитным механизмом. Электрический сигнал, поступающий по проводам, преобразуется в акустические колебания. В центре установлен механический регулятор громкости. Прибор подключался к радиорозетке и пользователь мог комфортно слушать одну — единственную радиостанцию, которая в то время была доступна. В 20-30 годы такие «тарелки» продавались с радиоприемниками, не имевшими громкоговорителей – это было что-то вроде нынешних акустических колонок.

Сохранность нашей тарелки оставляет желать лучшего. Но тем она и ценнее – испытана и потрепана временем. Сколько лет она служила своим владельцам! Несла приятные и тревожные известия… Установить название завода-изготовителя не представляется возможным, время стерло надпись с названием производителя...

Репродукторы-тарелки с незначительными изменениями выпускались с 1924 года сразу на нескольких заводах – в Москве, в Ленинграде, в Нижнем Новгороде и в Харькове. Они устанавливались на бакелитовых подставках или подвешивались на стене. Сначала репродукторы стоили 20 с лишним рублей, но при массовом производстве цена снизилась до 7 рублей. Первые «тарелки» давали плохое качество звука, особенно на высоких тонах, но бас диктора московского радио воспроизводился прекрасно. С 1921 года приемники проводного радиовещания начали устанавливаться на предприятиях, в организациях, на столбах в селах. А с 1925 года — в жилых домах. К 1937 году на тысячу жителей приходилось уже 25 радиоточек.

В 1937 году каждый пятый советский человек старше 10 лет все еще не знал грамоты. «Черная тарелка» была единственным источником информации и действенным «орудием агитации и пропаганды», формировала мировоззрение, передавала новости, развлекала народ советским фольклором.

Выпуск «тарелок» был прекращен в 1938 году, но работали они очень долго. Радио в условиях Великой Отечественной войны стало частью жизни людей. Именно такие «бумажные тарелки» обеспечивали людям возможность слушать сообщения с фронтов. В центре населенного пункта на уличном столбе или на доме висел репродуктор. Под ним собирались люди в тылу, чтобы услышать объявления дикторов о ходе боев. Во всех программах рассказывалось о мужестве советских людей на фронте и в тылу. Радио обладало огромной моральной силой, поддерживая дух людей, ожидавших с войны своих родных, вселяло надежду на победу над врагом. Из таких громкоговорителей по всей стране раздался голос Юрия Левитана, рассказавший всему миру о победе советского народа и капитуляции Германии.

После распада СССР надобность в проводных радиоприемниках отпала, т.к. сеть проводного радио стремительно разрушалась. Современные радиоприемники работать могут автономно, и на сегодняшний день их существует огромное множество.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

2