Меню
16+

Сетевое издание «Pravda severa»

15.12.2021 12:19 Среда
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

И вот она, нарядная!

Как елку сначала запрещали, а потом реабилитировали.

До революции в России главным зимним праздником считалось Рождество, отмечавшееся, как и в других странах, 25 декабря. Новый год тоже праздновался. Однако был «привязан» к Рождеству. Поэтому изначально наряженная елочка являлась рождественским атрибутом. Впервые украшать дома перед Рождеством сосновыми и можжевеловыми деревьями и ветками стали при Петре I, который привез этот обычай из Германии. Но в то время позволить себе такое удовольствие могли немногие. Лишь в XIX веке елки на Рождество, украшенные зажженными свечами, сладостями и игрушками, стали входить в широкий обиход.

После революции в России произошла реформа календаря. Страна перешла на новый стиль летоисчисления – григорианский календарь, уже принятый на тот момент в большинстве государств. Но российская церковь этот календарь признать отказалась и осталась на старом, юлианском. Так дата празднования православного Рождества сместилась на 7 января, которое, как и 1 января, не было тогда ни праздничным, ни выходным днем.

Тем не менее в первые годы советской власти его продолжали неофициально отмечать. Проводились и детские елки. Но только «красные».

Однако в конце 1920-х годов советская власть решает покончить с буржуазным обычаем. Продажа елок, празднование Рождества и даже Нового года оказываются под запретом. Одновременно развертывается активная пропаганда против религиозных праздничных традиций. Лишь в 1935 году по инициативе партийного деятеля Павла Постышева елочку в стране решено реабилитировать, превратив ее из буржуазной затеи в советскую детскую новогоднюю елку.

– Таким образом, традиции празднования Нового года и Рождества в сегодняшнем виде сложились у нас уже практически после Великой Отечественной войны. До вой­ны с традиционной культурой велась яростная борьба. Почему? Потому что большевики решили: русский народ должен стать той скрепой, вокруг которой начнут объединяться другие народы. Значит, его национальная культура как элемент национальной идентичности должна быть немного размыта. Ну, а чтобы ее как-то нивелировать, надо было, соответственно, найти ей замену, – говорит ведущий специалист Государственного центра народного творчества Омской области Ольга Лобзова.

Несмотря на это, некоторые обычаи, относившиеся к Новому году и Рождеству, дожили практически до наших дней. Так, рассказывает Ольга Лобзова, в селах к этим праздникам обязательно старались украсить избу. В первую очередь по-особому обряжался красный угол. Снимались с икон повседневные завесы и заменялись праздничными – с нарядной вышивкой. Еще одним элементом украшения изб были резаные снежинки – вырезанки, вытынанки, выцынанки, в разных областях они назывались по-разному. Ну, и обязательно готовились какие-то особые блюда, которые семьи не могли позволить себе каждый день. Такие, как варено-жареный поросенок.

– Осенью ведь кололась скотина, и во время поста ее приберегали до Нового года. Готовили поросенка так. Облепливали одну его половину тестом и ставили в печь. Получалось, что та часть, которая в тесте, варилась, вторая же запекалась, – рассказывает Ольга Лобзова.

Традиционно в рождественско-новогоднее меню входило коливо – сладкое блюдо из пареной пшеницы с медом, специями и сухофруктами.

– Но обо всех этих традициях, сохранявшихся в верующих семьях, сильно не кричали, – говорит Ольга Лобзова.

Только в послевоенное время было разрешено празднование Нового года с елкой. И некоторые забытые традиции стали потихоньку восстанавливаться. Появились артели, делавшие из ваты Дедов Морозов и елочные игрушки; работали стеклодувные мастерские, где стали изготавливать стеклянные новогодние украшения. Официальное признание в СССР Новый год получил в 1947 году, когда 1 января впервые было объявлено праздником.

Рецепты праздничных блюд, записанные специалистами Государственного центра народного творчества Омской области

Блины с икрой карася

Понадобятся: икра карася – 200 г, молоко – 700 г, яйца – 3 шт., мука, масло растительное – 3 ст. ложки, сода – 0,5 ч. ложки, соль.

Разбиваем икру карася в молоке, добавляем яйца, соль, муку и доводим до консистенции блинного теста. Добавляем растительное масло и соду. Выпекаем. Подаем блины со сметаной и растопленным сливочным маслом.

Томленый гусь

Понадобятся: гусь, капуста квашеная, картофель, соль, перец, семена укропа и тмина.

Гусь рубится на куски, укладывается в чугунок. И на час отправляется в печь (духовку). По истечении этого времени к гусю добавляются капуста квашеная и сырой порезанный картофель. Все перемешивается. После этого добавляем в чугунок немного воды и снова отправляем его в духовку примерно на час. Главный секрет этого блюда в том, что овощи и гусь должны не запекаться, а томиться, пропитываясь соком. Для этого температура в духовке должна быть равномерной и не подниматься выше 200 градусов.

Щука в сметане

Щуку чистим, потрошим и нарезаем кусками. В глиняную посуду наливаем немного масла и выкладываем туда рыбу. Солим ее, перчим и выкладываем на рыбу натертую морковь и резаный лук. Сверху заливаем сметаной (деревенской) и ставим в духовку. Она должна быть холодной, иначе глиняная посуда тут же треснет. Запекаем рыбу при температуре 180 градусов. Ориентировочное время приготовления – 40 минут.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.