Меню
16+

Сетевое издание «Pravda severa»

11.05.2020 23:42 Понедельник
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Письмо с фронта

Автор: Валентина Купченко

Пропал без вести

Ему было 26 лет, когда он ушел на фронт из села Кип. Дома остались ждать его с войны сын Владимир и молодая жена Анфиза. Письма от него приходили часто, ласковые, заботливые. Очень он своего сыночка любил, просил сберечь его, по жене тосковал. Анфиза писала ему часто и обстоятельно, но письма не доходили. В каждом фронтовом треугольнике он сожалел, что нет весточек из дома. Потом писем не стало, пришла похоронка. Иван без вести пропал в Краснодарском крае.

Позднее пришло письмо от командира, которое сохранилось в семье сына Владимира до сегодняшнего дня. Командир писал, что Иван Андреевич Созонтов находился с ним на службе в течение шести месяцев с сентября 1942 года до 7 февраля 1943 года. «Шестого февраля 1943 г. мы получили приказ — идти в станицу Привольная Краснодарского края, двигаться в станицу Ольгинская этого же района, через станицу Бриньковскую. 7 февраля в 10 часов дня мы вступили в бой с 60 немецкими танками. Они нас окружили, и мы остались в кольце. Когда начался артобстрел, мы залегли в укрытие и больше я его не видел. Пробыв до полуночи, мы, в составе взвода, вышли из окружения 9 февраля 1943 года. Двигались через всю станицу, но его я не видел, ни живым, ни мертвым», – писал командир 28.10.1943 г.

Поиски деда и прадеда

Этому письму 76 лет! Мама, Анфиза Ивановна, прожила 98 лет и до конца дней вспоминала Иванушку: «Может, он в плен попал, выжил, а вернуться не может». Ждала весточки. И весточка пришла. Внук Андрей Владимирович с дочерью Александрой, ей 11 лет, занялись поиском деда и прадеда. Начали сопоставлять факты, указанные в письме с историческими событиями, проходившими в феврале 1943 года в Краснодарском крае. Наметили, что нужно найти место последнего боя деда и вероятное место его гибели. Ранее внук Андрей неоднократно обращался в Центральный Архив Министерства обороны, пытался выяснить обстоятельства гибели Созонтова И.А., но информации не было. Еще раньше сын Владимир Иванович пытался доехать до места, указанного в письме, но не смог, мало было данных. Позднее узнали, что информация, касающаяся событий февраля 1943 г. в Краснодарском крае, долгие годы была засекречена. В 2017 году дети нашли копии списков, которые хранились в архиве, и в них была информация о погибших солдатах 351 дивизии после боя в станице Бриньковской, среди перечисленных имен – Созонтов Иван Андреевич.

Похоронен

в братской

могиле

Так узнали, что он погиб, но где похоронен – не указано. Стали действовать другим путем, а именно – искать сведения о боевых действиях Красной Армии в феврале 1943 года непосредственно на территории населенных пунктов, упомянутых в письме. Стали искать, собирать и анализировать информацию, связанную с историей каждой станицы: Привольной, Ольгинской и Бриньковской. И вот когда зашли на сайт "Бриньковская", поняли, нашли то, что искали. В станице есть музей, где особое место отводится боевым событиям февраля 1943 года. Зашли в архив музея. И каково было удивление, что события в архивных материалах точь-в-точь, до дат и часов, совпадают с событиями, описанными в письме военных лет.

Дети приняли решение: ехать в станицу Бриньковскую, чтобы попытаться найти информацию о своем дедушке и прадедушке. Летом 2019 г., они посетили станицу Бриньковскую. Нашли музей и его заведующего, подняли архивные документы и обнаружили то, что так долго ждали и искали — прадед погиб на этой земле. И похоронен в братской могиле. В станице Бриньковской его имя высечено на стене мемориала!

Последние часы жизни и

неминуемая

гибель

Вот о чем гласят документы музея. «351 дивизия, где служил Иван Андреевич, была сюда направлена, чтобы предпринять попытку наступления для освобождения территории, занятой фашистами. Немцы еще с сентября 1942 года хозяйничали в ст. Бриньковской. Немецкое командование поставило задачу — станицу не уступать. 351 дивизия была направлена для освобождения населенного пункта. Она начала двигаться из ст. Привольная, а на пути река Бейсуг, они не смогли переправиться, т.к. не было мостов, и командование дало приказ, чтобы утром мост был, а леса не было. Эта задача была невыполнима. Наши солдаты смогли переправиться только сами через реку, неся над собой ружья. Они подошли ночью к ст. Бриньковская, уставшие, остановились на ночлег. Противник был силен. Около 100 танков у них было! Не успел наступить рассвет, как наших уставших бойцов встретили немецкие танки. Начался бой. На помощь пришел противотанковый дивизион. У него были пушки – сорокопятки, но они смогли перебросить только 2. Бой шел 9 часов. Силы были неравные! Очень много солдат полегло. Через сутки станица была освобождена от немецких захватчиков, и Красная Армия прогнала врага с территории Кубани».

Только в числе 351 стрелковой дивизии уже не было Созонтова Ивана Андреевича. Он закончил свой боевой путь на земле станицы. Часть солдат были захвачены фашистами и сожжены, это были в основном молодые и необученные бойцы. На ветряную мельницу фашисты согнали 90 человек. Облитый бензином ветряк сгорел вместе с людьми. В станице есть памятник на месте старой мельницы, где были сожжены воины Красной Армии. На гранитных плитах высечены имена тех, кто погиб от рук немецких захватчиков. Среди имен захороненных воинов дети нашли имя, которое так долго искали, Созонтова Ивана Андреевича – деда, прадеда. Фото обелиска положили на могилу жены Анфизы Ивановны. Вот как долго шла горькая весточка, она так ее и не дождалась! А в музее все же данные были и есть, и откуда призывались воины с указанием военкомата, и деревни, где проживали.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

0