Меню
16+

Еженедельная газета Тевризского района Омской области «Правда Севера»

30.01.2019 14:14 Среда
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Безнадзорность как социальное явление

Автор: Заведующая отделением профилактики безнадзорности и семейного неблагополучия БУ «КЦСОН Тевризского района»Л.В. Бахтина

Основной причиной детской и подростковой безнадзорности является ослабление связи с семьей, родными и близкими людьми, что приводит к потере ответственности ребенка за свои действия, поскольку ему безразлично, что подумают о нем родные, что они будут чувствовать, узнав о его поступке. Такое положение вещей дает подростку чувство «свободы», к которой, как правило, стремится каждый подросток, но проблема здесь заключается в том, что безнадзорные дети понимают эту свободу как безнаказанность, а не как ответственность за свои действия. Множественность проблем семьи порождает ситуацию, когда дети оказываются оторванными от семейных забот. Перегруженность родителей в сфере общественного производства и дома является причиной сокращения позитивного внимания семьи к детям и детской безнадзорности. У безнадзорных детей связь с семьей очень зыбкая и хрупкая, и потому может оказаться полностью атрофированной и утраченной. Отсутствие должного ухода, пренебрежение интересами и потребностями развивающейся личности в семье создают реальную угрозу психическому, соматическому и нравственному здоровью подрастающего поколения, что впоследствии может нанести ущерб здоровью общества в целом. Предоставленные самим себе, безнадзорные дети забрасывают учебу, попадают в неблагонадежные компании, бесцельно и непродуктивно проводят время. Еще одна из причин безнадзорности — домашнее насилие, которое оказывает губительное воздействие и на тех детей, которые оказались его свидетелями. Ребенок испытывает огромное чувство беспомощности, не имея возможности самостоятельно воспрепятствовать насилию или защититься от него. Вследствие зависимого положения он бежит из дома на улицу, где, как ни парадоксально, чувствует себя в большей безопасности.

Таким образом, анализ причин безнадзорности среди детей и подростков свидетельствует о том, что истоки ее, лежат в семье (в частности к ним можно отнести: безнравственную обстановку в семье, ссоры, драки, длительное невнимание родителей к интересам и проблемам своего взрослеющего ребенка, пьянство, приобщение подростка родителями к спиртным напиткам, наркотикам и др.) Что в дальнейшем приводит к росту социальной дезадаптации: ранней алкоголизации, наркоманизации, бродяжничеству, аморальному поведению подростков, проституции и противоправным действиям. Однако, среди безнадзорных есть дети и подростки из материально обеспеченных, благополучных семей. Они имеют в семье все, что нужно, но при этом у них нет никаких обязанностей перед родными и близкими. Такой ребенок живет одним днем, без собственной цели и перспектив, стремится к развлечениям, легко попадает под чужое влияние, чаще отрицательное. Какими бы причинами ни было обусловлено попадание ребенка в категорию безнадзорных, суть заключается в том, что он попадает в трудную жизненную ситуацию, объективно нарушающую его жизнедеятельность (конфликты в семье и школе; жестокое обращение в семье; одиночество и др.), которую он не может преодолеть самостоятельно. Вместе с тем следует учитывать и то, что нормы и правила, которые устанавливаются взрослыми в школе и дома, не осознанные ребенком, не ставшие потребностью (просто так удобно взрослым), вызывают у него естественное стремление уйти из-под опеки и влияния взрослых. А это влечет за собой чувство одиночества, неприкаянность, желание заявить о себе. Как итог — уход ребенка из-под влияния взрослых, на улицу, побеги, появление химической зависимости. Бесспорным является то, что семья может и должна взять на себя главную ответственность за воспитание своих детей. в процессе социализации ребенка. Опыт многих семей показывает, что там, где родители всегда рядом со своими детьми, понимают и любят их, совместно ищут выход из сложных жизненных ситуаций, —ребенок никогда не станет безнадзорным.

Рассмотрим основные модели семейного воспитания, где совершенные ошибки могут привести к появлению безнадзорности и беспризорности:

-Авторитарное лидерство старших на всех этапах формирования личности подростка. Жестокое воспитание, нередко с применением физических наказаний, стремление держать ребёнка в страхе под угрозой наказания. Противодействие таким методам воспитания в подростковом возрасте особенно ухудшает взаимоотношения. При этом личностные особенности подростка проявляются в стремлении утверждать себя в неформальной группе, в той же атмосфере жестокости, подчинения грубой физической силе.

-Гипоопека. Такие семьи пристойны и социально благополучны, только отношения в них строятся по принципу «каждый живёт, как знает». Подростку дают тратить деньги, но не проявляют интереса к его духовным потребностям, не вовлекают в совместную деятельность, создаётся депривация родительского общения. Компенсации этому подросток ищет в школе, коллективе. Но слабая обучаемость может стать барьером на пути благополучного общения с классом, и тогда проявляется пассивность, подчиняемость, позиция следования за кем угодно. Неформальная группа не выбирается подростком, она его захватывает. Отчуждение старших проявляется в отношении 12-14-летних подростков. Своеобразный протест старших против главного новообразования — чувства взрослости. Родители стремятся наказать отлучение от семьи, проявляют пренебрежение к интересам и склонностям подростка. У таких подростков зарождается тенденция во всём видеть противодействия, активно бороться против мнимого зла и делать всем и всё назло. Неформальная группа складывается на основе стремления подавить эмоциональный дискомфорт, потому что часто именно такого типа подростки «сколачиваются» для выпивки, приёма наркотиков и табакокурения.

-Дети — «кумиры» семьи. Неразумное следование «авторитету» ребёнка, полное подчинение ребячьим требованиям определённо готовят его на роль лидера. Развивается эгоизм и постоянный конфликт со всеми, кто не видит исключительности этого человека. Именно этот конфликт становится мотивом перехода от правильных жизненных позиций к антисоциальной направленности (утверждение любой ценой!), нежеланию выполнять общественно значимые требования, которые предъявляет любой коллектив, приводит к поиску неформальной и референтной группы вне дома, вне школы. Такой подросток получает удовлетворение от признания его значительности. Это признание нередко является и фактором, способствующим развитию антисоциальной направленности, ранней алкоголизации, наркомании.

Среди безнадзорных трудно встретить таких, у которых не было бы психолого-педагогических проблем. Важно не опоздать воспрепятствовать окончательной деградации, не упустить момент, пока асоциальная сторона жизни ребенка целиком и полностью не превратилась бы в суть его образа жизни и мыслей, не начала бы отвечать его искаженным индивидуальным потребностям. Своевременная помощь со стороны взрослых может стать залогом преодоления тенденций личностной деструктивности и обеспечения действенного решения проблем безнадзорности. Основным направлением в борьбе с безнадзорностью детей и подростков является профилактика семейного неблагополучия, предупреждение самого факта отсутствия попечения, надзора и должного содержания со стороны родителей или законных представителей. Работу по профилактике безнадзорности и семейного неблагополучия осуществляют специалисты отделения профилактики безнадзорности и семейного неблагополучия бюджетного учреждения Омской области «Комплексный центр социального обслуживания населения Тевризского района». Деятельность отделения, направленная на семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении, осуществляется в целях улучшения детско-родительских отношений, оптимизации психологического климата семьи, сохранения родственных связей. За консультативной помощью специалистов или психолога Вы можете обратиться по тел.8(38154)2-20-67, р.п.Тевриз, ул.Советская, д.10, 2 этаж, каб.8.

Уважаемые родители, помните, что должное исполнение вами родительских обязанностей — это не только материальное обеспечение вашего ребенка.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

9